При эксплуатации бестарных складов хранения муки необходимо учитывать, что твердые частицы муки, взвешенные в воздухе, представляют дисперсную систему — аэрозоль. Мука — хороший диэлектрик, ее удельное сопротивление 10|0...1012 Ом/см. Мучные продукты в виде аэрозолей хорошо генерируют заряды статического электричества при движении в потоке воздуха, при ударе о металлическую поверхность, дроблении.

Опасным для возникновения взрыва является наличие минимального количества взвешенной муки в воздухе — так называемый нижний взрывоопасный предел концентрации, который может возникнуть при влажности муки 14%, зольности 1,5% и концентрации в пределах 20... 100 г на 1 м3 воздуха. Температура самовоспламенения мучной пыли 39°С. Особенно высока опасность возникновения взрыва в пневмотранспортных установках, так как в процессе движения по материалопрово- дам мука интенсивно электризуется.

Электрические потенциалы заряженных частиц муки и трубопроводов достигают десятков тысяч вольт и зависят от скорости движения аэрозоля, концентрации частиц и степени их измельчения. Накопление таких зарядов может привести в взрыву и пожару. Поэтому при эксплуатации бестарных установок особое внимание следует уделять вопросам надежного заземления всех элементов аэрозольтранспортной установки.

Величина статического заряда зависит от материала, из которого изготовлен трубопровод пневматической установки. На хлебозаводах и макаронных фабриках трубопроводы выполняют из разных материалов. Для присоединения автомуковоза к продуктопроводу склада применяется прорезиненный шланг, а для удобства наблюдения за движением муки отдельные участки выполняют из органического стекла. Исследованиями установлено, что на участках прорезиненного шланга и вставок из органического стекла скапливается большое количество статических зарядов, которые могут вызвать появление искрового заряда и воспламенить смесь муки с воздухом в продуктопроводе.

Чтобы предотвратить возникновение высокого потенциала электростатического заряда при пневматическом транспортировании муки в бестарных установках на хлебозаводах и макаронных фабриках, необходимо соблюдать следующие требования:

  • металлические трубопроводы, а также оборудование и механизмы (дозаторы муки, металлические емкости, шнеки, питатели и т.п.) должны быть заземлены;
  • фланцевые соединения трубопроводов должны быть шунтированы гибкими перемычками, а матерчатые фильтры прошиты тонкой медной проволокой и заземлены;
  • параллельно расположенные трубопроводы для выравнивания потенциала и предотвращения искрения должны быть через каждые 20...25 м соединены между собой перемычками;
  • смотровые вставки из органического стекла в трубопроводах и прорезиненные шланги должны быть шунтированы с внутренней и наружной сторон, а наконечник шланга должен быть выполнен из металла (бронза, алюминий), не дающего искры при ударе;
  • автомуковозы в момент разгрузки следует присоединять к общезаводской сети защитного заземления.

Мучные склады должны быть оборудованы системой аспирации, а в местах наибольшего выделения мучной пыли следует устанавливать пылесосы и вытяжные зонты. Для предотвращения распыла муки необходимо обеспечить герметичность технологического оборудования — на крышках люков, бункеров, норий должны быть уплотняющие прокладки. Мукопроводы должны иметь герметичное соединение.

В целях предотвращения взрыва воздушно-мучной смеси на каждом бункере должен быть установлен фильтр, а при сообщении бункеров — отсечное устройство. Для этого допускается использование циклонов и рукавных аспираторов. Фильтр может быть смонтирован и ниже бункера, однако в открытом складе это потребует частой очистки верхнего участка трубопровода, особенно в зимний период.

В складах закрытого типа современные конструкции емкостей для хранения муки оснащают взрыворазрядителями мембранного типа (рабочее давление — 1 Н/см2).

Одним из недостатков, иногда имеющих место при эксплуатации аэрозольтранспортных установок, являются завалы в мукопроводах. Для их предотвращения необходимо соблюдать последовательность пуска и останова аэрозольтранспортных линий: при пуске сначала производят продувку сжатым воздухом в течение 1...2 мин всей линии от питателя до приемной емкости, после чего муку загружают в мукопровод; при остановке сначала прекращают подачу муки, а затем продувают линию (в течение 1 мин) до полного удаления муки.

Для облегчения ликвидации завалов (пробок) муки при монтаже му- копроводов устанавливают продувочные штуцера перед коленами, двойными и простыми отводами, а также перед каждым разветвлением. При использовании центральных компрессорных станций для обслуживания двух или более одновременно работающих питателей перед каждым устанавливают регулятор расхода и давления воздуха.



ПОХОЖИЕ СТАТЬИ



На главную    Просмотрено: 2,837 раз